www.afisha-irkutsk.ru

 

Этот день в
истории «Зенита»

 

16
апреля
архив

«Спартак» (Москва) – «Зенит» (Ленинград) 0:3 (0:1).


Этот кубковый матч, хоть и не относился непосредственно к играм «Зенита» в чемпионате, но, думается, оказал немалое влияние на дальнейшее триумфальное выступление нашей команды на финише сезона. Поэтому упомянуть о нём просто необходимо.

Уступив в финале Кубка СССР московскому «Динамо», «Зенит», казалось, избавил себя от борьбы на два фронта: за осенними еврокубковыми баталиями зенитовцы следили только в качестве зрителей, да и в сборную СССР никто из ленинградцев привлечён так и не был. Вроде бы, можно было полностью сосредоточиться на играх чемпионата страны, в котором у «Зенита», несмотря на осеннее торможение, сохранялись вполне радужные перспективы. Однако в сентябре ленинградцам пришлось вспомнить ещё об одном соревновании – Кубке СССР следующего цикла, 1984/1985 годов. Стоит напомнить, что в розыгрышах союзного Кубка середины 1980-х годов «Зенит» выступал довольно успешно. Правда, до настоящего успеха команде не хватало самой малости: в 1983-86 годах ленинградцы трижды останавливались в полуфиналах (каждый раз проигрывая в послематчевых пенальти одному и тому же сопернику – донецкому «Шахтёру») и один раз в финале.


16 сентября 1984 года «Зенит» стартовал в 1/16 финала Кубка СССР 1984/1985 годов домашним матчем с хабаровским СКА. В присутствии 9 тысяч зрителей на стадионе имени Кирова ленинградцы убедительно победили дальневосточников – 4:0 (спустя ровно двадцать лет, день в день, нынешнее поколение зенитовцев повторит этот счет, но уже в матче на Кубок УЕФА с «Црвеной звездой»). Отличились Вячеслав Мельников, Юрий Герасимов, Аркадий Афанасьев и Владимир Клементьев. Вот каким был состав «Зенита» в той встрече: Приходько, Давыдов, Степанов, Кузнецов (Тимофеев, 64), Афанасьев (Дмитриев, 60), Ларионов, Долгополов, Брошин, Герасимов, Мельников, Клементьев (Желудков, 75).


Едва ли можно утверждать, что тренеры выставили на матч с хабаровчанами резервный или хотя бы полурезервный состав. Из абсолютных резервистов на поле появился только Сергей Приходько – видимо, Михаилу Бирюкову, игравшему с февраля практически без замен, дали передышку. И сыграв матч основным составом, «Зенит», разумеется, без проблем вышел в 1/8 финала, где ему предстояло встретиться с московским «Спартаком», который волей организаторов розыгрыша от участия в играх 1/16 финала был освобождён.


Большей интриги жребий придумать не мог. Двум основным конкурентам в борьбе за золотые медали в оставшихся четырёх (для «Спартака» в пяти) матчах чемпионата предстояло вести заочную дуэль. При этом последний «выстрел» оставался за красно-белыми, чья встреча в Ростове-на-Дону, как мы помним, была вынесена за рамки последнего тура. В последней очной встрече в Лужниках верх в фееричном матче взял «Зенит», что не могло не раздосадовать москвичей, не забивших пенальти и имевших долгое время численное преимущество. О двух издевательских голах Юрия Желудкова можно даже не говорить. Всё вместе это не оставляло сомнений: для «Спартака» матч 29 октября 1984 года был больше, чем просто игра 1/8 финала Кубка СССР, больше, чем встреча с принципиальным соперником и даже больше, чем возможность реванша.


final cup 84 1Было совершенно очевидным, что победитель (ничьей быть не могло) получал определённое психологическое преимущество перед решающими финальными матчами чемпионата страны. «Зениту» предстояли встречи в Москве против «Торпедо», в Днепропетровске и дома против «Шахтёра» и «Металлиста». «Спартак» играл в Донецке и Баку, затем дома с тбилисским «Динамо» и вновь на выезде против «Арарата» и ростовского СКА. По уровню трудности эти матчи были, пусть и не равны, но, в принципе, сопоставимы. «Зениту», в отличие от красно-белых, предстояли две выездные битвы с прямыми конкурентами. «Спартак», избавленный от игр с мотивированными соперниками, должен был отправиться на традиционно негостеприимные закавказские стадионы.


Кроме того, не следует забывать, что красно-белые выступали ещё и в розыгрыше Кубка УЕФА. Перед отчётным матчем «Спартак» успел пройти датский «Оденсе» (5:1 и 2:1) и сыграть первый матч с восточногерманским «Локомотивом» из Лейпцига, который впоследствии также будет успешно пройден (1:1 и 2:0).


Как показали последующие события, психологический фактор сработал только в отношении победителя кубковой встречи. Победа, без сомнения, позволила «Зениту», повысить свой тонус перед решающими матчами чемпионата. «Спартак» же, безоговорочно уступив, тем не менее, не сломался и сумел выиграть все оставшиеся игры первенства. Другое дело, что это помогло ему стать лишь вторым. Тем не менее, такая психологическая устойчивость говорит о многом, и свои комплименты москвичи, безусловно, заслужили.


Тем ценнее победа, одержанная «Зенитом» пасмурным осенним вечером на поле Лужников. Ленинградцы не оставили хозяевам ни единого шанса, переиграв их по всем статьям. Готовы утверждать, что поражение от «Зенита» было для «Спартака» в тот период истории красно-белых беспрецедентным. Кто-то возразит: а 1:6 от ростовского СКА в июне того же года? Но то кошмарное поражение от ростовчан, всё-таки, скорее относится к категории несчастных случаев, когда итоговый счёт не отражает истинного соотношения сил. В конце концов, в 2003 году болельщики «Зенита» на ехидные напоминания о поражении от московского «Динамо» со счетом 1:7 всегда могли ответить советом заглянуть в итоговую таблицу. Так и в случае со спартаковской катастрофой – где в итоге оказался «Спартак», и где ростовчане?


Конечно, если иметь в виду кубковые результаты, то можно сказать, что бесковский «Спартак» относился к розыгрышам Кубка СССР достаточно прохладно. Чем же ещё можно объяснить, что один из лидеров советского футбола, практически постоянно занимавший одно из призовых мест, свою последнюю перед отчётным матчем кубковую победу одержал в 1971 году? Однако 29 октября 1984 года московский «Спартак» был настроен на выигрыш, если не Кубка СССР (до финала было еще больше полугода), то матча 1/8 финала – несомненно.


Поэтому победа «Зенита» в кубковом матче, пожалуй, гораздо более весома, чем та внезапная бесшабашная виктория ростовских армейцев в игре чемпионата. Да, с «Зенитом» спартаковцы сыграли не лучший свой матч. Однако никто не сможет сказать, что у москвичей все валилось из рук, или что у зенитовцев в ворота залетало всё, что могло залететь. Красно-белые в той встрече не опустились ниже уровня классной команды, их игра была достаточно организованна, а уж насчёт огромного желания победить – можно не повторяться. Вот и стартовый состав «Спартака» свидетельствовал о полном отсутствии у москвичей стремления сэкономить на кубковой игре силы. По сравнению с августовским матчем у москвичей произошли в составе только два изменения: вместо Евгения Милевского вышел Альмир Каюмов (известный ныне как арбитр), а вместо заболевшего Фёдорова Черенкова – Евгений Сидоров.


final cup 84 5


И эта атака «Спартака» захлебнулась...
М. Бирюков и С. Кузнецов ликвидируют прорыв спартаковца С. Родионова


А вот стартовый состав «Зенита» заставил задуматься всех. Прежде всего, обратило на себя внимание отсутствие двух ключевых игроков обороны – Анатолия Давыдова и Алексея Степанова. Подобное случилось впервые в сезоне. Зато середина поля была насыщена изрядно – номинальных хавбеков у «Зенита» вышло аж шестеро! Тем самым Павел Садырин определённо решил укрепить центр поля, где нашим игрокам предстояло столкнуться с классной спартаковской полузащитой. Нападение «Зенита» тоже выглядело довольно необычно. Во-первых, на поле вышли всего два форварда, чего не было уже достаточно давно, обычно ленинградцы выдвигали вперёд троих атакующих игроков. Во-вторых, пару нападающих составили Сергей Дмитриев и Борис Чухлов, как правило выходившие на замену. Ночной кошмар Рината Дасаева – Юрий Желудков – на поле не появился. Не было в стартовом составе ленинградцев и Владимира Клементьева.


Подобной перетряски не ожидал никто. Гораздо меньше удивления вызвал бы выход на поле дублеров – тогда было бы ясно, что «Зенит» решил принести кубковый матч в жертву чемпионату страны. Но на поле вышли игроки, имевшие постоянную игровую практику, правда, большей частью, за счет выходов на замену – Геннадий Тимофеев, Дмитрий Баранник, Чухлов, Дмитриев.


Начало матча показало, что столь существенное изменение состава не помешало «Зениту» сохранить высокий уровень организованности. Вполне предсказуемый могучий стартовый натиск хозяев был довольно легко отражён защитными редутами ленинградцев. Точнее сказать, атаки красно-белых вязли уже в середине поля. А на 11-й минуте «Спартак» пропустил разящий контрвыпад гостей. Вернее, разящим он стал после явной ошибки Дасаева – удар Валерия Брошина из-за пределов штрафной площади вовсе не выглядел неберущимся. Зенитовец ударил сильно низом, спартаковский вратарь, очевидно, решил поймать мяч, но мокрое поле сделало своё дело – нога, что называется, поехала, и мяч от руки голкипера попал в сетку ворот.


final cup 84 4


Первый мяч в воротах голкипера «Спартака» и сборной СССР Рината Дасаева


Гол был, безусловно, приятен, хотя и не вполне логичен, и вряд ли в этот момент кто-либо мог предположить, что «Зенит» в итоге выиграет с крупным счётом. Вся игра была впереди, к тому же «Спартак» умел отыгрываться и в более безнадёжных ситуациях: достаточно вспомнить 0:2 дома с лондонским «Арсеналом» (итоговый счёт 3:2) и 0:1 в Бирмингеме с «Астон Виллой» (итоговый счет 2:1).


Однако «Зенит» не стал обольщаться достигнутым преимуществом, продолжив организованно и грамотно играть «вторым номером». Атакующие выпады москвичей по-прежнему гасились в середине поля, а в тех редких случаях, когда мяч все же достигал наших ворот, хорошо действовал Михаил Бирюков.


В перерыве главный тренер «Спартака» Константин Бесков, явно недовольный отсутствием остроты в атаке, заменил Сидорова, которому так и не удалось восполнить отсутствие на поле Черенкова. Впрочем, при всём уважении к Фёдору, вряд ли и он смог бы существенно изменить ход матча. Ведь другие хавбеки москвичей – Юрий Гаврилов, Сергей Шавло и тот же Сидоров – в футбол играть тоже умели. Просто в этот день «Зенит» был сильнее!


final cup 84 3


Гол второй – и восторженный кувырок его автора, Бориса Чухлова (справа)


В начале второго тайма повторился сюжет первых минут начала встречи. И даже с теми же действующими лицами. Брошин в присущей ему таранной манере обыграл защитника и точно пробил по воротам. Дасаев среагировал на удар и, видимо учтя свою ошибку в начале игры, не стал ловить мяч, а отбил его, причём довольно близко от себя, но Чухлов воспользовался этим и, опередив защитников, добил мяч в сетку. По сути, игра была сделана. «Спартак» ещё пытался атаковать, но без каких-либо реальных шансов на успех. «Зенит» же, выпустив двух свежих нападающих, этим дал понять, что идти на безоглядный штурм спартаковской защите вряд ли стоит. Собственно безоглядного штурма и не произошло. Видимо, слишком очевидным был результат матча. За девять минут до окончания встречи свой шанс изящно использовал Клементьев, забивший «а-ля Желудков» и сделавший счет для «Спартака» просто неприличным.


final cup 84 2


А вот и третий мяч в воротах Дасаева


Зенит» вышел в четвертьфинал Кубка СССР, где в мае 1985 года одержал победу над московскими армейцами. Но поздней осенью 1984-го мало кто думал о делах следующего года. Гораздо важнее было то, что «Зенит» преодолел наметившийся было застой, и одержал убедительную победу над одним из основных конкурентов в споре за золото, получив над ним существенное моральное превосходство. Именно этот матч, по сути, положил начало блестящему финишному спурту «Зенита». Кроме того, его можно было рассматривать и как своего рода «привет» другим конкурентам, «Торпедо» и «Днепру» – ленинградцы вполне недвусмысленно дали им понять, что намерения имеют самые серьёзные. А ведь именно с этими командами предстояли ближайшие две встречи.


Впрочем, кое-кто уже тогда уверенно предрёк золотые медали «Зениту». Особую ценность это пророчество имеет, если учесть, что принадлежало оно одному из самых знаменитых и преданных болельщиков московского «Спартака» Константину Сергеевичу Есенину:
«Но всё решил для меня кубковый матч ... «Зенит», играя без нескольких игроков, провёл встречу великолепно, не оставив ни малейших сомнений. Правда, ещё предстояли встречи с «Торпедо» и «Днепром». Но уже на последних минутах игры со «Спартаком» стало ясно – этот «Зенит» не проиграет ни «Торпедо», ни «Днепру».
Подошёл я к сидевшим на морозце тесной группкой журналистам и торжественно объявил: «Зенит – чемпион!» Хотя игра-то была кубковая».


Отдадим должное высокой культуре и объективности человека, всю жизнь беззаветно преданного «Спартаку», но умевшего по достоинству оценить и игру соперника.