«Спартак» (Москва) – «Зенит» (Ленинград) 2:3 (1:1).
Если бы существовал рейтинг самых ярких и значимых игр «Зенита» за все годы, матч «Спартак» – «Зенит», состоявшийся в Лужниках 7 августа 1984 года, наверняка занял бы одно из первых мест, сразу за финальным матчем Кубка СССР-1944, в котором команда из еще недавно блокадного Ленинграда победила заведомого фаворита – московских армейцев. Ту героическую победу превзойти невозможно по определению. Она вне всех и всяческих рейтингов! Однако матчу двадцатилетней давности со «Спартаком» столь же безоговорочно уготовано место сразу за легендарным кубковым финалом.
Отчётная игра была обречена стать исторической. Проиграй её «Зенит», и практически наверняка не было бы никаких золотых медалей (хотя, возможно, были бы другие). И вспоминали бы мы этот матч часто, но с оттенком грусти, дескать, вот был шанс войти в историю, но, увы... В тот день в «Лужниках» на карту с обеих сторон было поставлено практически всё. По набранным очкам «Зенит» опережал москвичей на два очка, по потерянным команды шли вровень. Проиграй тогда «Зенит» – и «Спартак», кроме двух очков и лидерства, получил бы ещё и неимоверный моральный стимул. Да и, если уж на то пошло, за всю историю розыгрышей чемпионатов СССР лишь один-единственный раз чемпион дважды за сезон уступил вице-чемпиону (1955). Вряд ли можно было рассчитывать на повторение столь уникального случая (напомним, что в первом круге «Зенит» уступил 0:2). А то, что именно «Спартак» являлся главным конкурентом в битве за «золото» в том году, к тому времени понимали все.
Спартаковцы вышли на матч почти тем же составом, который чуть больше месяца назад убедительно выиграл в Ленинграде. Пожалуй, москвичи даже усилились по сравнению с первым матчем: вместо цепкого и жесткого, но несколько однопланового защитника Базулева, на поле появился экс-форвард рижской «Даугавы», один из лучших нападающих первого дивизиона, Евгений Милевский. Рижане в ту пору играли очень сильно, несколько раз оказываясь в шаге от высшей лиги. А тройка их нападения Милевский – Старков (нынешний тренер «Спартака») – Шитик вполне могла составить конкуренцию далеко не слабым атакующим тандемам и трио многих команд высшей лиги. Короче, налицо было не только явное усиление, но и недвусмысленная демонстрация москвичами атакующих намерений. Ведь «Спартак» в стратегическом плане даже ничья не слишком устраивала.
Впрочем, «туз в рукаве» в виде отложенного матча красно-белых в Ростове-на-Дону не позволял считать ничью хорошим результатом и для «Зенита». Наша команда, если сравнивать с первым матчем, тоже выглядела более мощно. Прежде всего, это было связано с присутствием в составе Желудкова, пропустившего июньский матч. Ну, и, конечно, совершенно иным было психологическое состояние игроков. Та встреча проходила на фоне кубкового фиаско, тогда как отчетный матч выпал на великолепную беспроигрышную серию. Ведь после того самого поражения от «Спартака» ленинградцы не уступили пока никому, потеряв лишь очко в Баку. Москвичи же, наоборот, несколько притормозили, уступив дома «Черноморцу» и сыграв вничью в Минске.
Исторический анализ последних встреч между «Спартаком» и «Зенитом» в Москве позволял сделать вывод о том, что в последние годы команды были обоюдно неудобными соперниками. Крупное поражение наших земляков в предыдущем сезоне (0:3) несколько выпадало из общего ряда встреч, где преобладали упорные ничьи. А вот победить красно-белых на их поле нашим не удавалось очень давно, с 1976 года. Да и забивали зенитовцы в Москве довольно натужно, хотя и регулярно.
Вот результаты московских матчей «Зенита» с момента возвращения «Спартака» из первой лиги:
1978 – 1:1
1979 – 1:3 (типичный результат для встречи чемпиона страны с середняком).
1980 – 1:1 (матч-предвестник модной темы «мешки всё купили»: не засчитан гол, забитый спартаковцами. Строго говоря, незасчитанный гол был в пользу киевского «Динамо», а судил матч украинский арбитр М. Ступар).
1981 – 1:1 (единственное очко, взятое серебряным призером в матчах с аутсайдером).
1982 – 1:1 (гол-красавец в исполнении Бориса Чухлова).
1983 – 0:3 (неожиданный и нехарактерный результат – «Зенит» в том сезоне играл очень прилично).
В общем, и нынешняя встреча соперников обещала быть чрезвычайно упорной.
Матч начался, как принято говорить в таких случаях, без раскачки. Зенитовцы уверенно захватили инициативу, и уже на третьей минуте могли открыть счет: один на один с вратарём вышел Желудков, но замешкался, и Дасаев сумел накрыть мяч. «Зенит» вёл наступление крупными силами, полузащитники не только исправно снабжали форвардом мячом, но и сами часто подключались к атакам. Очень активно играли наши защитники, среди которых особенно выделялся Степанов – на нашего центрального защитника в тот день снизошло какое-то невероятное вдохновение, возможно, это был один из лучших его матчей в карьере. Вот что вспоминал об этом сам Степанов:
«Спартак» был сильным раздражителем для всех нас. Последние полтора года играли с ним неудачно, и хотелось выйти из этой полосы невезения. Настрой у ребят был самый боевой, и команда была готова к бою».
«Зенит» смотрелся очень сильно, порой просто потрясающе. Почти каждая атака зенитовцев заканчивалась ударом по воротам – признак классного футбола. После одной из атак мощный удар Желудкова отразила перекладина. А сколько выстрелов в створ ворот отразил Дасаев – не сосчитать! В первые полчаса наши переигрывали хозяев по всем статьям. У спартаковцев же игра явно не клеилась: зенитовская полузащита играла настолько мощно и слаженно, что прославленные спартаковские хавбеки никак не могли наладить взаимодействие со своим нападением, и дуэт спартаковских форвардов всё это время бегал вхолостую, без мяча. Максимум, что смогли сделать за это время москвичи, так это несколько раз прицельно, но безрезультатно пробить по воротам гостей со стандартных положений.
На этот отрезок времени и пришелся первый гол, забитый Клементьевым. Причём, большая заслуга в этом мяче принадлежит Веденееву: одним пасом наш хавбек разрезал оборону «Спартака» в то время как Клементьев, точно спиной прочувствовавший момент, уже несся вперед, оставив не удел своего опекуна. Несильный удар низом мимо вратаря, и счет открыт. Этот гол нередко вспоминается ныне после изящных проникающих пасов Аршавина на ход Кержакову. Разница лишь в том, что Саша в таких случаях, как правило, мощно лупит по воротам. Ну, ничего, пройдёт пара лет, и мы, Бог даст, увидим не одну копию первого гола в ворота «Спартака» в историческом августе 1984-го.
Впрочем, «Спартак», пропустив гол, отнюдь не расклеился, терпеливо дожидаясь своего часа. Наверняка, большинство команд высшей лиги в тот день и по такой игре просто бы посыпалось и дело закончилось разгромом – чтобы удержать «Зенит», в тот день требовалось не только высокое мастерство, но и сильный характер. Так вот, и тем, и другим бесковский «Спартак» обладал в полной мере. Полузащитники красно-белых знали своё дело, и после пропущенного мяча они сумели-таки наладить такую игру, от которой голова просто пошла кругом. Да-да, конечно, выражения «спартаковская карусель» и «спартаковский дух» заставят ныне многих поморщиться, но москвичи действительно не сломались, полностью уступив в дебюте, и вскоре устроили настоящую круговерть. Нет, что ни говорите, а это была превосходная команда, и провела она в тот день прекрасный матч! Поэтому, давайте отдадим должное нашему сопернику, он того заслужил. Действуя против поймавшего неимоверный кураж соперника, спартаковцы сумели грамотно сбить его атакующий порыв, наладить комбинационную игру и заставить зенитовцев перейти к обороне.
Ответный гол был забит после многоходовой комбинации из серии фирменных спартаковских стеночек. И, видя, как Шавло забивает из свободной зоны в дальний угол, даже расстроенный ленинградский болельщик не мог не признать – сделано всё было классно.
Наши завелись. Причём, завелись не злобно, не истерически, а как-то... В общем, как в патриотическом военном фильме, когда бойцы поднимаются в атаку под огнём противника. Именно под огнём – ведь москвичи нисколько не ослабили своего натиска. Пошла игра, которую часто называют «на встречных курсах». Тут-то и произошло, как казалось в тот момент, самое страшное: за несколько минут до конца первого тайма «Зенит» заработал пенальти в свои ворота. Причём, вполне по делу. Родионов получил пас на ход, похожий на тот, после которого зенитовцы открыли счет, вышел один на один с Бирюковым, но бить не стал, а пошел в обыгрыш. Бирюков резко сблизился с нападающим, а в такой ситуации, понятное дело, контакт неминуем... Пенальти бил Гаврилов.
Отличительная особенность того матча – почти каждый из зенитовцев совершил в нём подвиг. Веденеев отдал голевой суперпас. Клементьев забил гол. Степанов заработал исторический штрафной для Желудкова. Желудков... ну об этом позже. Так вот на 37-й минуте матча свой подвиг совершил Бирюков. Некоторые потом говорили, что на Гаврилова психологически подействовала уникальная серия отраженных нашим вратарём одиннадцатиметровых. Верится с трудом. Юрий был не впечатлительным юниором, а опытнейшим матерым бойцом. В свои 31 он повидал всякого, за два года до отчётного матча у него на чемпионате мира перед бразильцами коленки не дрожали. А тут свой стадион, свои зрители, основная часть матча впереди, забивай с точки и уходи на перерыв, ведя в счете... Гаврилов пробил не на силу, как, скажем Оганесян, забивший Бирюкову в Ленинграде, а, похоже, в расчёте на то, что наш вратарь завалится до удара, пытаясь угадать его направление. Но и противостоял ему тоже не юноша: Бирюков не купился на хитрость спартаковца и отразил удар, сохранив ничейный счёт до перерыва.
Владимир Клементьев открывает счёт
Во втором тайме Бесков вместо Черенкова выпустил на поле Сидорова. Наши тренеры с заменами не спешили. Игра получалась, определённое психологическое преимущество после нереализованного москвичами пенальти было у «Зенита». Хотя и «Спартак» после неудачи не сломался, почти на каждую атаку ленинградцев отвечая своей.
На 60-й минуте Павел Федорович Садырин дал понять, что твердо намерен взять в этот день два очка. Много ли нашлось бы даже в те годы в высшей лиге тренеров, которые в гостевой встрече со «Спартаком» при счёте 1:1 выпустили бы на поле вместо полузащитника (пусть, даже атакующего) – чистого форварда? К тому же если их команда идёт на первом месте, опережая этот самый «Спартак» всего на два очка? Хоть тресни, но трудно представить, чтобы в такой ситуации Лобановский вместо Заварова выпустил Хлуса, или Емец – Тарана вместо Чередника.
И ещё, на минуточку: 42-летний Садырин работал главным тренером всего лишь второй год. Когда Бесков уже тренировал сборную СССР, бившуюся в финале чемпионата Европы с испанцами (1964 год), Садырин был молодым игроком пермской «Звезды». Соотнесите «весовые категории»! И подумайте, что должны были чувствовать спартаковцы, видя, как вместо Афанасьева на поле выбегает, хищно поглядывая на их ворота, полный молодецкой силушки форвард Сергей Дмитриев, после серии постных матчей, разгулявшийся в Тбилиси (думается, об этом учиненном Дмитриевым тбилисском погроме москвичи были курсе). Намерения Сергея были вполне очевидны, как и намерения Садырина. Это был вызов. Вызов «Спартаку», вызов всему нашему футбольному обществу. Этой заменой Садырин как будто заявлял всем: «Мы боремся за золото и намерены убрать с дороги каждого, кто встанет у нас на пути! Сегодня мы хотим выиграть, и мы выиграем!».
Ждать пришлось недолго. Всего через три минуты после выхода на поле Дмитриева «Зенит» вышел вперед. Надо ли описывать гол, забитый Желудковым со штрафного? Это нужно было видеть: практически по центру штрафной, метров с 27-и мощный кручёный удар левой ногой. Мяч описывает крутую вертикальную дугу, перелетает через спартаковскую стенку и влетает в правый угол ворот. Причём, удар столь силён, что мяч скользнув сверху вниз по задней сетке, ударяется о землю и вылетает обратно в поле. Вратарю в таких случаях можно не прыгать. Дасаев, правда, прыгнул (вратарь сборной, как-никак...), но поймал только воздух.
Последовал ответный ход тренерского штаба «Спартака»: Бесков ответил на вызов, также выпустив нападающего вместо полузащитника – Гаврилова сменил Гурам Аджоев. Обратите внимание: к 70-й минуте Бесков убрал с поля две культовые фигуры, кумиров московской публики, конструкторов спартаковской игры – Черенкова и Гаврилова. При всем уважении к остальным спартаковским полузащитникам, в суммарном мастерстве нашим хавбекам они, пожалуй, всё-таки уступали. Тем не менее, уже через две минуты счёт вновь сравнялся: вновь фирменные спартаковские «стеночки», и Сидоров, влетев в штрафную «Зенита», неотразимо бьёт метров в 12-и. Ах, как было досадно! Ведь игра была почти сделана...
Обратимся еще раз к комментарию Алексея Степанова:
«По-моему, уже в первом тайме мы могли решить судьбу встречи, но не вышло. Не забывайте, что это «Спартак». Во второй половине он отыгрался в тот момент, когда мало кто ожидал».
Страсти на поле закипели просто шекспировские. Нежелание уступать накалило встречу до такой степени, что игра двух в принципе негрубых команд перешла в довольно жесткое русло. Мясорубки, подобной тем, что мы сейчас часто видим в российском чемпионате, конечно, не было, однако судья решил остудить страсти и, увы, оставил «Зенит» вдесятером. Характерно, что два предупреждения получил наш форвард Владимир Клементьев – это наглядно свидетельствовало о том, что эпицентр борьбы находился всё-таки у спартаковских ворот. Однако после удаления Клементьева наши не дрогнули – видимо кураж был настолько силён.
Подтверждает это и Алексей Степанов:
«Была какая-то крепкая уверенность в себе, желание доказать, что мы можем хорошо сыграть и в трудную минуту».
Впрочем, будем объективны: на 77-й минуте тренерский штаб «Зенита» все же заменил одного из форвардов, выпустив вместо него полузащитника Баранника. Не исключено, что в этот момент П.Ф. Садырин уже подумал о ничьей. Однако сама команда не желала ничего другого кроме победы! Игроки шли вперёд с такой яростью, как будто от победы в этом матче зависели их жизни.
Теперь самое время перейти к моменту, приведшему в экстаз весь Ленинград. Второй штрафной в ворота «Спартака». Желудков, конечно, герой, спору нет. Но просто необходимо напомнить, что тот штрафной заработал Степанов. Только представьте: до конца чуть больше десяти минут, счёт равный, команда играет в меньшинстве, описание турнирной ситуации – см. выше... А центральный защитник (заметим, с далеко не самой высокой скоростью) упрямо лезет к чужим воротам! Ну, скажите, кто и когда такое видел?
Вот как описывает этот эпизод его главный участник:
«Была неточность в передаче, наша атака сорвалась. Но я попытался вступить в борьбу, правда, почти безнадёжную. Пошёл на сближение с тремя спартаковцами, мяча так и не коснулся, но москвич Сидоров сыграл «в корпус», и арбитр назначил штрафной. А это была, вы знаете, любимая «точка» Юры Желудкова, как и при первом штрафном».
То, что было дальше, потом часто обсуждали, повторяли по телевидению, описывали в книгах и газетах. Суетливые перемещения спартаковской «стенки», нервная жестикуляция Дасаева с лицом человека, приговоренного к расстрелу... Дасаева, как рассказывали потом (см. «Зенит. История в лицах»), Родионов предупреждал: «Желудков ударит в тот же самый угол, что и в первый раз!» Но, видимо, в тот момент Ринат был тем самым хорошо закрепленным пациентом, который в анестезии уже не нуждался. Удар! – и «лучший вратарь страны», «наследник Яшина» и т. п. сидит на траве с разведенными руками. Вновь удар из разряда неберущихся: с места чуть правее, чем в первый раз, метров с 25-и, но на сей раз мяч описывает дугу не вертикальную, а горизонтальную, огибает внушительную стенку и влетает практически в самую правую девятку.
Чтобы увидеть это, стоило всю жизнь болеть за «Зенит», барахтавшийся в низах турнирной таблицы и почитавший за счастье занять место в «десятке», стоило краснеть, глядя по окончании очередного сезона на итоговую таблицу, стоило терпеть, слушая ироничные стишки: «А теперь игра в «Зените» – не игра, а извините...» Тот, кто пережил всё это, тот поймёт! Впрочем, и тот, кто этого не видел, но, спустя десять лет остался с командой, погрязшей в первой российской лиге, и дождался-таки Кубка России, бронзы и серебра, без сомнений, поймёт тоже.
7 августа 1984 года весь Ленинград захлестнула волна счастья. Народные гуляния тогда не поощрялись, но на заводах, всевозможных НИИ, в транспорте и на улицах победа над «Спартаком» обсуждалась оживленно и со смакованием виденных моментов. Уже тогда многие понимали, что этот матч уникален, что ему уготовано войти в историю нашей команды, что долгие годы именно его будут вспоминать в первую очередь, заводя рассказ о главных событиях 1984-го, вне зависимости от итогов этого чемпионата. И именно после этого матча в Ленинграде уже во весь голос заговорили о том, о чём совсем недавно боялись даже думать. В Ленинграде открыто заговорили о «золоте».
«Зенит» уверенно лидировал в чемпионате, Желудков лидировал в споре бомбардиров, враг разбит, народ ликовал!
После матча
Место | Команда | И | В | Н | П | М | О |
1 | Зенит (Ленинград) | 22 | 12 | 6 | 4 | 41-24 | 30 |
2 | Днепр (Днепропетровск) | 22 | 11 | 6 | 5 | 36-24 | 28 |
3 | Спартак (Москва) | 21 | 10 | 6 | 5 | 31-21 | 26 |
4 | Торпедо (Москва) | 21 | 8 | 9 | 4 | 18-14 | 25 |
5 | Черноморец (Одесса) | 22 | 8 | 8 | 6 | 25-26 | 24 |
6 | Динамо (Киев) | 22 | 7 | 10 | 5 | 29-21 | 24 |
7 | Динамо (Минск) | 22 | 7 | 11 | 4 | 27-23 | 24 |
8 | СКА (Ростов-на-Дону) | 20 | 9 | 5 | 6 | 34-26 | 23 |
9 | Кайрат (Алма-Ата) | 22 | 9 | 5 | 8 | 29-29 | 23 |
10 | Шахтёр (Донецк) | 22 | 7 | 8 | 7 | 35-30 | 22 |
11 | Жальгирис (Вильнюс) | 22 | 7 | 8 | 7 | 17-27 | 22 |
12 | Динамо (Тбилиси) | 21 | 8 | 5 | 8 | 20-22 | 21 |
13 | Металлист (Харьков) | 22 | 7 | 5 | 10 | 25-30 | 19 |
14 | Арарат (Ереван) | 22 | 6 | 6 | 10 | 29-30 | 18 |
15 | ЦСКА (Москва) | 22 | 5 | 7 | 10 | 16-28 | 17 |
16 | Нефтчи (Баку) | 22 | 5 | 5 | 12 | 16-33 | 15 |
17 | Динамо (Москва) | 22 | 4 | 7 | 11 | 19-28 | 15 |
18 | Пахтакор (Ташкент) | 21 | 5 | 3 | 13 | 20-31 | 13 |
Ещё пара результатов:
«Днепр» – СКА 6:2 (вот таким образом днепропетровцы продолжили гонку за золотом).
«Пахтакор» – «Динамо» Мн 1:3 (жара не помешала минчанам победить, что несколько обнадеживало перед визитом в Ташкент «Зенита»).