www.afisha-irkutsk.ru

 

Этот день в
истории «Зенита»

 

21
ноября
архив


Как «Зенит» стал «Зенитом». Часть 1.



В принципе, вопрос о родословной «Зенита», его корнях, со сравнительно недавних пор считается решённым и закрытым. Однако на нашу почту продолжают приходить вопросы по этой теме. В первую очередь, они касаются одного загадочного матча 4-го чемпионата СССР 1938 года, а именно, состоявшейся 19 октября на стадионе им. Ленина встречи между ленинградскими командами «Сталинец» и «Зенит». И вопросы эти, как правило, вертятся вокруг одного и того же: что это за «Зенит» и имеет ли он отношение к «Зениту» нынешнему, и тот ли это «Сталинец», историю которого, как принято считать, продолжает, опять-таки, нынешний петербургский «Зенит»? А так как подобные вопросы не иссякают, мы решили вновь вернуться к этой теме, дабы расставить все точки над i.

13052015

 

«Зенит» 1940 г.


Болельщики со стажем и коллекционеры футбольной литературы наверняка помнят годами переходящую из справочника в справочник и из программки в программку фразу: «Команда «Зенит» (до 1940 года «Сталинец») основана в 1931 году». Порой, правда, год менялся на 1930-й, но на это как-то особо внимания не обращали – подумаешь, год туда, год сюда... В общем, долгое время практически ни у кого не возникало сомнений в истинности этого утверждения, тем более что подтвердить его или опровергнуть тогда было довольно проблематично – многие необходимые для этого архивные документы хранились за семью замками. Люди же, имевшие к ним доступ по долгу службы, видимо, историей футбола не слишком интересовались.


Всё изменилось в 1990-е: множество ранее недоступных архивов гостеприимно открыли свои недра для пытливых искателей, чем те не преминули воспользоваться. Одним из первых, кто не только усомнился в дате основания и истинной родословной команды «Зенит», но и опубликовал свои сомнения, подкрепив их новейшими изысканиями, был крупнейший петербургский футбольный коллекционер и историк Владимир Фалин. Нет, ныне общепринятая дата основания команды, 1925 год, всплыла несколько позже, а поначалу он выдвинул чрезвычайно привлекательную версию о том, что корни «Зенита» надо искать аж с дореволюционных времён! Соблазнительно, не правда ли? Но давайте разберёмся.


Путаница с названиями


В вышедшем в середине 1960-х московском календаре-справочнике, в котором едва ли не впервые были представлены полные таблицы-шахматки всех прошедших к тому году чемпионатов СССР, многих приводил в смущение факт того, что в 1938 году в футбольном первенстве в группе А принимало участие две команды из Ленинграда, носящих одинаковое имя «Зенит». Очевидно, дабы не вносить излишнюю путаницу, составители таблиц, не мудрствуя лукаво, одну из этих команд, ту, что пониже в таблице, обозначили литерой «2». Получилось – «Зенит-2». Непосвящённому читателю это было удивительно и непонятно – почему «Зенитов» два, какое отношение имел второй «Зенит» к первому, или за какие такие заслуги ленинградский «Зенит» имел ещё одну команду в элитном дивизионе?


Позже в некоторых других источниках эту вторую команду называли «Большевик», что ещё более запутывало ситуацию – почему тогда изначально она называлась «Зенитом» и, опять-таки, имеет ли она отношение к первому «Зениту»? В изданной же в Ленинграде в 1970 году справочной книге «70 футбольных лет» первый «Зенит» оказался «Сталинцем», а «Зенит-2», в результате, просто «Зенитом». А когда в справочнике «50 чемпионатов СССР по футболу», вышедшем в свет в 1988 году, «Сталинец» оказался «Зенитом», а «Зенит» «Сталинцем» – голова и вовсе пошла кругом: за всей этой невероятной мешаниной, очевидно, скрывалась какая-то тайна, по тем временам казавшаяся просто неразрешимой.

13052015 2


И всё бы ничего: по итогам 1938 года «Зенит-Большевик» (так мы будем называть «Зенит-2» и впредь для пущей ясности) занял 22 место и навсегда покинул группу сильнейших, оставив «Зенит-Сталинец» (он же просто «Сталинец») в одиночестве.
В 1939-м всё было ясно: в классе А играл один только «Сталинец». Играл, не то, чтобы очень уж ярко, но место в группе сильнейших на следующий год забронировал за собой успешно. Однако в следующем, 1940 году, всё опять запуталось: команда «Сталинец» вдруг бесследно исчезает из турнирной таблицы, зато в группе сильнейших вновь возникает ленинградский «Зенит», в прошлом сезоне, вроде как, благополучно скончавшийся в пучинах низшей лиги.


Эта путаница с названиями привела к тому, что некоторые футбольные историки пришли к выводу, что «Сталинец» попросту был распущен, а погибший, было, «Зенит», напротив, возрождён к жизни и заменил в чемпионате расформированный клуб.


«Зенит» = «Мурзинка»?


Собственно, именно на этом посыле и была построена упомянутая гипотеза о сугубой древности корней нынешнего «Зенита». Ибо родословную того самого «Зенита-Большевика» проследить не столь трудно. Команда завода «Большевик» (Обуховского завода) появилась на футбольном горизонте в 1924 году под прозаическим названием «Володарский район», с 1925 года приняла название своего завода «Большевик», а в 1936 году передана в ведение новообразованного ДСО «Зенит», взяв и имя своего спортивного общества.


При основании этой команды, по некоторым сведениям, в её ряды влилось несколько игроков из футбольной команды «Мурзинка», основанной ещё в начале 1914 года группой рабочих и служащих Обуховского завода и тренировавшихся в своё время на том же поле близ ныне вошедшей в городскую застройку деревни Мурзинка, что и их преемники советских времён. В том же 1914 году «Мурзинка» официально вступила в Петроградскую футбол-лигу, в составе которой принимала участие в розыгрыше первенства города, но сколько-нибудь серьёзной силы собой не представляла, обретаясь исключительно в низших группах и заметных успехов не добиваясь. Из игроков той команды можно отметить, разве что, знаменитого впоследствии «Капуля» – правого крайнего нападающего послереволюционных сборных Ленинграда, РСФСР и СССР первого созыва Петра Григорьева.


Цепочка рассуждений сторонников теории о дореволюционных корнях «Зенита» вполне очевидна и на первый взгляд логична. «Мурзинка» основана в 1914 году. На её базе в 1924-м создана команда «Большевик», с 1936 года взявшая название своего спортивного общества «Зенит». В 1938 году, в результате массовой реорганизации футбольной жизни СССР, о которой мы уже упоминали, «Зенит-Большевик» получил место в группе А, но удержаться в ней не смог, заняв только 22-е место из 26. В следующем, 1939 году, команда заняла то же 22-е место, но уже в группе Б, после чего лишилась статуса «команды мастеров», ибо ниже спускаться было некуда – в СССР в том году существовало только две группы (лиги). Однако в 1940-м году команда под своим прежним именем «Зенит» возрождается вновь, заменяя в группе А расформированный ленинградский «Сталинец», и являясь, таким образом, прямым предком нынешнего «Зенита». Следовательно, заключали сторонники этой теории, историю нынешнего «Зенита» смело можно вести с 1914 года – года основания команды «Мурзинка».


Необычайно соблазнительная версия (как же – в этом случае «Зенит» становился одним из старейших футбольных клубов страны из ныне существующих!) быстро была подхвачена и растиражирована в прессе. Однако к тому времени сам автор этой теории Владимир Фалин от неё уже отказался – в результате более тщательного изучения документов, всплыл упущенный прежде изъян, который напрочь перечеркнул всю внешне стройную логическую цепочку рассуждений: «Зенит»-то оказался не тот!


«Зенит» не «Мурзинка»!


«Зенит-Большевик», как мы уже отмечали, был основан при заводе «Большевик». Именно на этом заводе работали (или числились) все игроки команды, там же хранились их трудовые книжки, там же получали они и свои зарплаты. Завод относился к Наркомату вооружений, а спортивная организация этого завода выступала под флагом основанного в 1936 году ДСО «Зенит»


«Зенит-Сталинец» имел иного «шефа» - ленинградский Металлический завод им. Сталина, ЛМЗ, на котором также по мере возможностей трудились игроки этой команды. Спортсмены этого завода в те годы защищали цвета ДСО «Сталинец», объединявшего под своим флагом физкультурников из профсоюза электромашиностроительной промышленности.


Иными словами, эти две команды не имели абсолютно никаких точек пересечения, кроме, разве что, места обитания – город Ленинград.


В 1940 году, когда состоялось якобы «возрождение» «Зенита», состав «Сталинца», принявшего новое название, практически не изменился – костяк команды во главе с тренером остался абсолютно прежним, пришли лишь четыре новичка из провалившейся в группу Б ленинградской «Красной Зари». При этом в составе команды металлистов в том году не появилось ни одного игрока из расформированного «Зенита-Большевика»! То есть, если сравнивать состав «Сталинца» 1939 года и состав «Зенита» года 1940-го, то первое, что бросается в глаза – это одна и та же команда. Чего никак не скажешь при сравнении составов «Большевика»-39 и «Зенита»-40 – команды абсолютно разные. К тому же «новообразованный» «Зенит» как был приписан к ленинградскому Металлическому заводу, так там и остался вместе со всеми игроками, продолжавшими числиться при профсоюзном комитете ЛМЗ. Их трудовые карточки также никуда из заводского отдела кадров не переехали.

13052015 3


Справа – команда «Зенит-Большевик» 1938 г.
Ни один из этих игроков к «Зениту-Сталинцу» никогда никакого отношения не имел.


В мартовском номере 1940 года заводской многотиражки ЛМЗ «Сталинец», тренер зенитовцев Константин Егоров отвечал на вопросы читателей газеты, в том числе перечисляя места, занимаемые его командой в предыдущие сезоны: в 1938-м – 14-е, а в 1939-м – 11-е. Но ведь это же места, занимаемые «Сталинцем»! Значит, уже тогда у главного тренера не было ни малейших сомнений в том, путь какой именно команды продолжает «новоназванный» «Зенит».


Как не было сомнений в этом даже у московских составителей брошюры, выпущенной в свет всего год спустя, накануне старта чемпионата страны 1941 года, и целиком посвящённой «Зениту». «Команда "Зенит" (до 1940 года "Сталинец")» – ничтоже сумняшеся, чёрным по белому написал в ней ведущий футбольный статистик тех лет москвич Александр Перель.


И, наконец, зенитовский голкипер Леонид Иванов в своих мемуарах вспоминает: «Перед началом футбольного сезона 1940 года команде мастеров, в которой я играл, было присвоено новое название - "Зенит"», таким образом лишний подтверждая, что никакого «возрождения» почившего «Зенита-Большевика» не было. Просто команда «Сталинец» поменяла своё название.


В общем, после всего этого от версии об общих корнях нынешнего «Зенита» и «Зенита-Большевика» пришлось отказаться. Однако ещё многие годы спустя нет-нет, а мелькала на страницах печати ссылка на происхождение «Зенита» от ставшей уже полулегендарной «Мурзинки», всё ещё путают два ленинградских «Зенита» друг с другом. Даже в солидной официальной энциклопедии «Российский футбол за 100 лет», вышедшей в 1998 году под эгидой РФС, её московские составители не стали сильно утруждать себя подробным изучением вопроса, и в статьях, посвящённых ленинградским «Зениту» и, особенно, «Сталинцу», выложили заведомо неверную информацию.


Так что же произошло на самом деле в начале 1940 года? Как появился «Зенит» и куда пропал «Сталинец»? Об этом в следующий раз.



Догановский Дмитрий.


Как «Зенит» стал «Зенитом». Часть 2.2.