www.afisha-irkutsk.ru

 

Этот день в
истории «Зенита»

 

28
марта
архив

Немного о дате основания «Зенита»


Ещё в 1920-е годы на ленинградском Металлическом заводе имени Сталина (ЛМЗ) возникают первые футбольные команды. Сейчас, конечно, трудно точно установить твёрдую дату появления первой команды на ЛМЗ – по крайней мере, до сих пор в архивах не обнаружено официальных документов, подтверждающих существование при заводе в те годы постоянных футбольных коллективов. Хотя вряд ли стоит сомневаться и в том, что молодые рабочие-металлисты пинали мячик и в начале 1920-х, и раньше – футбол есть футбол, и он был популярен в Петрограде ещё с дореволюционных времён. Но документальных подтверждений проведения футбольных матчей на заводе в те годы также не обнаружено.


25052020 2

 

Ныне же официально принятая дата основания футбольной команды «Зенит» – 1925 год – всё же имеет некоторые документальные обоснования – это небольшая заметочка некоего «юнкора Бодрякова», напечатанная в №10 выходящего в Ленинграде в 1920-30-х г.г. спортивно-физкультурного журнала с изящным названием «Спартак». Номер этот вышел в мае 1925 года, а называлась заметка: «"Спартак" растёт к лету (Металлический завод)». Вот маленький отрывок из неё, посвящённый интересующему нас вопросу о футболе на заводе им. Сталина:
«Лето наступает, – бормочут ребята, а бюро "Спартака" на бритый ус себе наматывает и исполняет. Организованы 4 футбольные команды.
Костюмами, мячами, буцами – ребята обеспечены. "Хоть и здоровую деньгу ухлопали" – смеется организатор "Но ничего"...
Есть и площадка. Старая. В саду "Пролетарий". В прошлом году ребята своими руками обработали. Из целины. Теперь малость подправят, и айда... играть».


Собственно, и все подробности. Но даже их достаточно, чтобы отметить, что ныне принятая дата основания вызывает вопросы. Ведь Бодряков вполне недвусмысленно заявил, что площадку ребята обработали ещё «в прошлом году». То есть в 1924-м. Причём, обработали так, что после зимы её надо лишь «малость подправить». Иначе говоря, площадка была абсолютно готова ещё в прошлом году. Для чего её готовили? Бодряков прямого ответа на этот вопрос не даёт, но по контексту заметки очевидно – для футбола. При этом, вряд ли, подготовив площадку, ребята сразу же довольные разошлись по домам до следующего года. Значит, в футбол там играли и в 1924-м. И датой рождения «Зенита» с не меньшим обоснованием, чем дата нынешняя, можно назначить год 1924-й.


Допущение? Конечно. Ведь подтверждений факта того, что в 1924 году на уже расчищенной площадке играли в футбол, нет. Но ведь нет этих подтверждений и по 1925 году! И тот же юнкор Бодряков всего через четыре месяца на страницах того же «Спартака» признаёт: «Плачевное состояние спорт-кружка было летом. В других местах спорт-работа развивалась, а у нас разваливалась. Из 500 чел. работающих на заводе ребят ходило на занятия 10-12 юношей и 18-20 девушек». И далее, перечисляя виды спорта, которые худо-бедно развиваются на заводе, о футболе юнкор на сей раз не упоминает ни разу. Возникает вопрос: а не остались ли эти «4 футбольные команды» лишь на бумаге? Ведь и в бухгалтерских отчётах за 1925 год, сохранившихся в архивах ЛМЗ, пока не обнаружено никаких упоминаний о той самой «здоровой деньге», якобы «ухлопанной» на создание заводских футбольных команд. На другие виды спорта – да, деньги профкомом выделялись, а вот про футбол – молчок.


Более того, после первой жизнерадостной заметки юного Бодрякова от мая 1925 года никаких упоминаний о футболе на ЛМЗ не было на протяжении трёх лет. Вплоть до статьи, опубликованной в майском номере 1928 года заводской многотиражки «Полюстровский гигант», которая ещё больше смазывает стройную картину «доисторического» развития «Зенита». Уже само название статьи-фельетона «Футболисты пропали» наводит на размышления. А содержание...


«В последних числах апреля в клубе им. Сталина было собрание членов клуба по проработке плана на летний период. По всем комиссиям дана была должная оценка, но вот добрались до кружка физкультуры. Обсудив лёгкую атлетику, вспомнили про футбольную команду, хвать, а её и след простыл. Туда, сюда – нет футболистов... После долгих поисков кто-то вспомнил, что команда футболистов разбежалась ещё в прошлом году, кто на завод №7 (завод «Арсенал» – авт.), кто на другие заводы. И всё это произошло из-за клубных неурядиц». Подпись: «Проныра».


С одной стороны, заметка утверждает, что футбольной команды в физкультурном кружке завода ЛМЗ, по крайней мере, год не существовало – ведь футболисты «разбежались ещё в прошлом году». А именно летом 1927 года: «Летом (прошлого года – авт.) по вине правления клуба кружок совсем развалился» – уточняет корреспондент «Кружковец» в осеннем номере «Полюстровского гиганта» от 1928 года.


С другой стороны, футбольная команда при Металлическом заводе, пусть, возможно, и непостоянная, но до того всё-таки была. И это косвенно подтвердил корреспондент «Проныра» в приведённом фельетоне – ведь если в 1927-м «футболисты пропали», значит, раньше они на заводе были! Однако и про то, что эта команда была возрождена сразу после описанного «Пронырой» собрания клуба, ничего не говорится. Более того, в той же газете упомянутый корреспондент «Кружковец» утверждает, что в физкультурном кружке завода осталось всего... пять человек. Для футбольной команды явно недостаточно. К тому же, по утверждению корреспондента: «Это было в прошлую зиму, а летом стало ещё хуже».


Ну, и, наконец, на страницах того же «Полюстровского гиганта» физкультурник Н. Шамрей 30 марта уже следующего, 1929 года, горестно сетует: «В прошлом году наш завод не имел возможности развить физкультурную работу среди рабочих завода за неимением площадки. Из-за этого развалились футбольные команды и легкоатлетическая секция». Иначе говоря, со спортом на заводе дело действительно продолжало оставаться, мягко говоря, неважным, и футбольные команды к 1929 году, по крайней мере, с года 1927-го, похоже, так и не были восстановлены. Но Н. Шамрей не теряет оптимизма: «В этом году мы получили гарантию со стороны Областного отдела союза металлистов в том, что нам будет предоставлен для футбольных команд и легкоатлетов заканчивающийся постройкой грандиозный стадион "Дурново"2. Бюро кружка физкультуры нашего завода решило начать организацию футбольных команд и секции лёгкой атлетики с апреля месяца...» Далее следовали фамилии ответственных за организацию заводских футбольных команд и предложение всем желающим заниматься в них записываться в обеденный перерыв в заводском комитете.


Вот так: с апреля 1929 года организацию футбольных команд на ЛМЗ лишь только планировалось «начать», и шёл активный поиск тех, кто хочет «заниматься футболом» на заводе. Судя по всему, команды эти на сей раз организованы были, и на постоянной основе, так как по сведениям всё того же «Полюстровского гиганта» от 30 сентября 1929 года в программу прошедшей II летней заводской спартакиады были включены и соревнования по футболу, победителем которых стала команда II отделения.


Для полноты картины добавим ещё, что никаких сведений о выступлениях футбольной команды ленинградского Металлического завода в каких-либо соревнованиях второй половины 1920-х, хотя бы даже районного масштаба (не говоря уже о городских и всесоюзных), нет. А ведь в эти годы в Ленинграде футбольных соревнований различных уровней хватало, и команды в них выступали самые разнообразные. Трудно понять истинный статус спортивного коллектива (если он, конечно, существовал), не принимающего участия ни в каких официальных турнирах.


Как бы там ни было, но очевидно одно: вплоть до самого конца 1920-х руководство завода им. Сталина к спорту относилось вполне равнодушно, и эпизодическое появление каких-либо заводских футбольных команд зиждилось исключительно на энтузиазме отдельных подвижников. И только с осени 1929-го, после смены руководства завода, изменилось и отношение к спорту на ЛМЗ. Новый директор Иван Николаевич Пенкин и сам был не чужд спортивным увлечениям, и сентябрьское постановление ЦК ВКП(б) от 1929 года о «расширении и углублении физкультурной работы на производственных предприятиях страны» принял к исполнению в первых рядах. Именно тогда спорт на Металлическом заводе начал активно развиваться, а заводская футбольная команда вскоре впервые подала заявку на участие в чемпионате Ленинграда. И вот после этого события историю будущего «Зенита» можно отслеживать уже непрерывно.



Дмитрий Догановский