www.afisha-irkutsk.ru

 

Этот день в
истории «Зенита»

 

29
марта
архив

Центральные защитники (часть 2)


15072015 1


Фото: «Спорт день за днем»



№1
Владимир Голубев (1949) – мс, за «Зенит» провёл 384 матча, забил 7 голов (1968-1981)


55 golubev vladimirПожалуй, Владимира Голубева можно смело назвать сильнейшим центральным защитником в истории «Зенита». По крайней мере, союзных времён – точно. Да и российских, вплоть до появления Гарая. Да и то... В середине 1970-х Голубев признавался одним из лучших либеро советского футбола, а его многолетняя связка со стоппером Михаилом Лоховым (в общей сложности, с десяток лет вместе, 755 за «Зенит» на двоих) в те же годы считалась едва ли не образцовой.


Рослый и физически сильный, прыгучий, отлично играющий головой, Голубев при этом выделялся скоростными качествами, отменной техникой и безупречной расчётливостью. Его умение предугадывать развитие игры воистину впечатляло: не наматывая за время матча бесчисленный километраж, не носясь по всему полю, он, тем не менее, был воистину вездесущ. Порой казалось, что мяч до вратаря за всю игру может так и не дойти – атака соперника, по какому бы флангу она ни развивалась, вновь заглохнет на непроходимом зенитовском либеро. Хладнокровный и невозмутимый, Голубев производил впечатление человека, которому абсолютно безразлично, против кого играть, и по окончании матча он даже и не вспомнит, с кем только что сражалась его команда. Он просто выходил на поле и играл со свойственной ему самоотдачей, без послаблений, невзирая на имя и титулы соперника, будь то представитель второй лиги, или киевское «Динамо», да хоть команда марсиан.


Его активно зазывал в Киев сам Лобановский, как раз накануне грядущей победы «Динамо» в Кубке Кубков, звал Севидов в именно тогда нацелившееся на своё последнее чемпионство «Динамо» московское... Но Голубев не покинул родной город и родную команду, посвятив «Зениту» всю свою игровую карьеру, 14 сезонов. Во многом, поэтому и в 33 лучших включался гораздо реже, чем того заслуживал, и в сборных поиграл немного – «прописка» подкачала... Но в истории «Зенита» Владимир Голубев по достоинству занимает одно из самых заметных мест, и признание его лучшим центральным защитником в клубной истории абсолютно по заслугам.


Капитан «Зенита» (1975-1979)
Член Клуба Легенд «Зенита» (4 место)
Дважды вкючался в списки 33 лучших игроков сезона (№3 в сезонах 1976 и 1977)
Бронзовый призёр чемпионата СССР (1980)



№2

Владимир Долгополов (1961) – мс, за «Зенит» провёл 299 матчей, забил 4 гола (1980-87, 1989-91)


dolgopolov vladimirПолноправный игрок чемпионской дружины 1984 года, один из сильнейших защитников «Зенита» 1980-х. При этом, нельзя сказать, что год 1984-й, как для многих его партнёров по команде, так и остался его единственным сильным сезоном – нет. На протяжении почти всех 1980-х, с первого же сезона, завершившегося для него бронзовыми медалями союзного первенства, Долгополов оставался игроком основного состава, показывая игру стабильную, надёжную, нередко яркую.


Игрок универсальный, способный сыграть едва ли не на любой позиции как в обороне, так и в середине поля, всё же, наиболее раскрылся он именно на позиции либеро, последнего защитника. Роста невысокого, но резкий, быстрый и прыгучий, Долгополов играл агрессивно, напористо, но не грубо, а цепко, самоотверженно и порой даже не без изящества. Хорош был в отборе, и, чем выгодно отличался от большинства зенитовских защитников тех лет, умел умным первым пасом грамотно начать атаку. Отлично играл один в один, демонстрируя при этом решительность, отличную технику и редкое чутьё в выборе позиции.


В первой половине 1980-х Долгополов непременный игрок, а некоторое время и капитан молодёжной сборной СССР, где играл в компании с такими звёздами советского футбола, как Протасов, Хидиятуллин, Заваров, Литовченко, Михайличенко... А потому вниманием со стороны столичных футбольных «жучков» всё это время пользовался более чем пристальным. Но всё же, почти всю свою карьеру (за исключением периода, когда всесильный военкомат прибрал его для «нужд» московского «Динамо»), он отыграл за «Зенит», познав с ним и взлёты, и падения, на которые так щедры были 1980-е.


Член Клуба Легенд «Зенита» (17 место)



№3

Роберт Совейко (1937) – мс, за «Зенит» провёл 215 матчей, забил 2 гола (1956-58, 1959–66)


soveykoИмя центрального защитника «Зенита» Роберта Совейко ныне несколько подстёрлось из памяти петербургских болельщиков. Он рано ушёл из жизни, фактически, едва завершив карьеру. А потому, как это часто бывает, постепенно выпал из памяти: всё меньше остаётся людей, воочию видевших его в деле, а новым поколениям болельщиков его имя и вовсе неизвестно – на телевидении не светится, в прессе интервью не даёт, во всяких там экспертах или почётных гостях на различных мероприятиях не числится... Откуда его узнать-то болельщикам младшего и даже среднего поколения?


Между тем, в первой половине 1960-х Роберт Совейко был настоящим столпом обороны «Зенита». Игрок «без страха и упрёка», на протяжении всего матча действовал с полной отдачей, самоотверженно и очень ответственно. Играл просто, без вычурности, главным в игре защитника справедливо считая надёжность и безошибочность. Он и на самом деле ошибался редко, чётко выбирая позицию и перемещаясь по полю резко, стремительно. Рослый и физически сильный, он был отличным персональщиком: цепким, неутомимым и настойчивым, но при этом игроком корректным. В игре был гармоничен, что, собственно, и свойственно футболистам высокого уровня.


За «Зенит» отыграл 10 сезонов, хотя поначалу тренеру Жаркову не слишком приглянулся, и тот даже с лёгким сердцем отпустил Совейко помогать тонущему в Классе А ленинградскому «Адмиралтейцу». Помочь откровенно развалившейся команде зенитовец не смог, вскоре вернулся обратно, и после этого на долгие годы забронировал за собой место в основе «Зенита», пользуясь большим авторитетом и в команде, и на трибунах.


Капитан «Зенита» в 1961 г.
Первый защитник в истории, сыгравший за «Зенит» 200 матчей.



№4
Николай Самарин (1924) – мс, за «Зенит» провёл 93 матча, забил 1 гол (1953-1956)


55 samarin nikolayС момента завершения карьеры капитана кубкового «Зенита» 1944 года Ивана Куренкова, проблема центрального защитника в ленинградской команде стояла необычайно остро. За прошедшие 7 лет кто только ни играл на этой важнейшей для тактической схемы «дубль-вэ» позиции, но результат получался не слишком вдохновляющим. Пока, наконец, весной 1953 года в «Зените» не появился воспитанник уральского футбола Николай Самарин.


28-летний Самарин пришёл в «Зенит» игроком многоопытным, успевшим за прошедшие годы сменить с полдюжины команд мастеров и даже стать бронзовым призёром чемпионата СССР в составе сталинского (донецкого) «Шахтёра». И, хотя в прежних клубах обычно играл полузащитника оборонительного плана, в «Зените» сразу занял проблемную позицию центрального защитника. И сделал это настолько уверенно, что многолетняя головная боль зенитовских тренеров по поводу центра обороны команды прошла буквально ко второму матчу новичка.


Жилистый и выносливый, Самарин был способен весь матч находиться в постоянном движении, плотно опекая центрфорварда соперника, подстраховывая коллег по обороне, подчищая их ошибки и неточности, организуя и сплачивая всю линию защиты. Игрок смелый и настойчивый, он выделялся тактическим кругозором, смелостью и решительностью в единоборствах. Мастер игры головой и отличный персональщик, он сходу застолбил твёрдое место в основе «Зенита» и на ближайшие годы не давал поводов для сомнений в полном праве на него. Лидер по натуре, отличный организатор и авторитетный игрок, уже к концу своего дебютного сезона Самарин стал капитаном команды и оставался им ещё два полных сезона. Покинул «Зенит» на волне глобального омоложения состава, затеянного тренером Аркадием Аловым. После чего проблема центрального защитника вновь стала для «Зенита» весьма актуальной.


Капитан «Зенита» (1953-1955)



№5
Андрей Кондрашов (1972) – мс, за «Зенит» провёл 121 матч, забил 4 гола (1989, 1996-2000)


55 kondrashov andrey yuПосле неудачной попытки в возрасте 18 лет закрепиться в основе развалившегося «Зенита» 1989 года, Кондрашов долгие годы «дозревал» в командах низших лиг, пока в 23 года не был возвращён в родную команду Павлом Садыриным. После чего на протяжении добрых пяти лет являлся одним из ключевых игроков обороны «Зенита», внеся существенную роль в закрепление команды в высшей лиге и в первые её достижения российского периода.


Могучий гренадер, самый рослый футболист «Зенита» второй половины 1990-х, включая вратарей. Обладал сильным ударом, а потому нередко и порой небезуспешно исполнял дальние штрафные. До получения травмы плеча отлично выбрасывал мячи из аутов – мог закинуть мяч хоть в центр штрафной. В атакующих действиях вообще участвовал активно, уверенно чувствуя себя не только в своей штрафной, но и в чужой, где его высокий рост, могучее телосложение и умение сыграть головой являлись существенными козырями для его команды. Несмотря на внушительные габариты, был довольно мобилен, крепко держался на ногах, уверенно играл персонально.


Все годы выступлений за «Зенит» был практически незаменимым игроком основного состава, включался в число 33-х лучших футболистов, выступал за сборную России. Покинул «Зенит» из-за конфликта с новым тренером команды Юрием Морозовым, а запущенная старая травма не позволила ему продолжить выступления на высшем уровне.


В список 33 лучших игроков сезона включался один раз (№2 в сезоне 1998)
Обладатель Кубка России (1999)



Дмитрий Догановский, Юрий Долотов, Матвей Курашов.