«Зенит» (Ленинград) – «Нефтчи» (Баку) 4:1 (2:0).
«Такое бывает только в футболе – они нас на рынке, а мы их на поле!» – эту кричалку можно было часто услышать на играх «Зенита» со всеми закавказскими командами. Однако наиболее справедливой она выглядела именно на матчах с бакинским «Нефтчи». Во-первых, грузины и армяне были и остаются для рынков редкостью. Обратное могут утверждать только те, кто не различает народы Закавказья между собой (как в той присказке «Знаем вас, грузин, были у вас в Баку!»). Во-вторых, результаты игр с «Араратом» и, особенно, с тбилисским «Динамо» отнюдь не давали оснований однозначно утверждать, что «мы их».
Ну, а с азербайджанской командой «Зенит» играл традиционно удачно. Домашние матчи с бакинцами практически во все времена воспринимались ленинградской публикой примерно так: ну вот, нам два очка привезли. Добиться в Ленинграде даже ничьей было для «Нефтчи» неслыханной удачей. Судите сами, к отчетному матчу команды провели в Питере 21 игру, в которых бакинцы одержали одну-единственную победу (случилось это в кошмарном для «Зенита» 1967-м году) и четыре раза сыграли вничью. Во всех этих матчах ленинградцы пропустили всего 14 мячей. Когда в групповом турнире Кубка СССР в 1981 году «Зенит» и «Нефтчи» сыграли в СКК 3:3, это было воспринято как сенсация. Наши тогда, откровенно говоря, просто еле ноги унесли. Молодой Бирюков чудил по полной программе, пропуская голы, один другого несуразней. Выручили судья, давший два пенальти, и Казаченок, четко их реализовавший. Но это всё-таки было исключение. В целом же, не было более удобной для «Зенита» команды в домашних играх. Возможно поэтому к «Нефтчи» в Ленинграде отношение было вполне неплохое, можно сказать – снисходительно-доброжелательное: команда, как правило, звёзд с неба не хватала, реальным конкурентом «Зениту» выступала редко, но играла симпатично, зачастую весьма зрелищно. Имела в своём составе пару-тройку очень неплохих игроков, которые, когда им попадала под хвост вожжа, могли выдать красивые игры.
Заметно выделялся в их составе Искандер Джавадов – резкий, взрывной, техничный форвард, абсолютный кумир азербайджанских болельщиков тех лет. Играл он долго, голов забил немало... Яркий тандем в нападении был у него с Машаллой Ахмедовым, невысоким крепышом, напористым, быстрым, неутомимым... Такую круговерть у чужих ворот иногда могли устроить! Центр поля цепко держал в руках полузащитник Игорь Пономарёв – великолепный пенальтист, настоящий «мозг» команды, ярко выраженный диспетчер, манерой игры и внешностью несколько напоминающий нашего Александра Горшкова времён морозовского «Зенита». А вот оборона у «Нефтчи» была традиционно «ахиллесовой пятой». 1980-е годы – не исключение. И если бы не хорошие, крепкие вратари (Крамаренко, Жидков, великолепный Вячеслав Чанов) – проблемы с пропиской в высшей лиге были бы у бакинцев куда более заметными.
Пожалуй, лучше всего для характеристики игры бакинского «Нефтчи» подходило несколько грубоватое слово «разгильдяйство». А чтобы не обиделись поклонники этой команды, добавим – талантливое! Азербайджанские игроки были столь же щедро одарены пластикой и техникой, сколь ущемлены в чувстве элементарной дисциплины и организованности. Да, можно сказать, что это было свойственно и грузинам, и армянам. Но давайте вспомним, что в тбилисском «Динамо» и «Арарате» природная техника игроков подчинялась диспетчерскому таланту таких людей, как Кипиани, Дараселия и Мачаидзе, Оганесян, Андриасян и Заназанян. В бакинском же «Нефтчи» вспоминается только один плеймейкер достаточно высокого класса – Пономарёв. Хорошие футбольные мозги были у Джавадова – но он так сильно любил забивать голы, что на организацию игры у него, похоже, не оставалось ни времени, ни желания.
С тренерской мыслью «Нефтчи» тоже испытывал проблемы. Грузины по праву гордятся своим Нодаром Ахалкаци, армяне – Никитой Симоняном. А кого из серьезных (не будем даже говорить великих) тренеров дал советскому футболу Азербайджан? С небольшой натяжкой можно назвать Ахмета Алескерова, который в 1974 году выиграл с одесским «Черноморцем» бронзовые медали (хотя по поводу этого достижения долгие годы ходили разные разговоры...). И, пожалуй, всё. К тому же с тренерами у бакинцев происходили перманетные скандалы. Пожалуй, и поэтому, в отличие от грузинских и армянских соседей, выигрывавших чемпионаты и кубки и успешно игравших в Европе, единственным достижением «Нефтчи» за всю его долгую советскую историю остались бронзовые медали в первенстве 1966 года. По пальцам одной руки можно пересчитать и футболистов из Баку, принимавших участие в играх за сборную СССР или входивших в итоговые списки 33-х лучших игроков сезона.
Вот и из игроков «Нефтчи», вышедших в тот день на поле стадиона имени Кирова, серьезных результатов в дальнейшем добились только двое – 18-летний (на тот момент) вратарь Александр Жидков, будущий игрок киевского «Динамо» и «Анжи» (его наверняка знает и нынешняя молодежь, так как закончил выступать он совсем недавно) и форвард Назим Сулейманов, вполне успешно поигравший в чемпионатах России в составе «Алании». Возьмём на себя смелость предположить, что в первую очередь успеха они добились потому, что вовремя покинули «Нефтчи».
Чемпионат-1984 бакинцы начали по-аутсайдерски: в десяти матчах три победы (разумеется, домашние), семь поражений и дележ 16 – 18 мест с московским «Динамо» и «Пахтакором». Причем с чистого последнего места бакинцы ушли как раз перед встречей с «Зенитом», выиграв дома у «Металлиста». «Зенит» же, как мы помним, проиграл две игры подряд и находился в середине турнирной таблицы. Тем не менее вряд ли у болельщиков бакинской команды могли быть какие-либо иллюзии относительно исхода матча. С другой стороны и болельщики «Зенита» были абсолютно уверены в пополнении очкового багажа. Однако и интерес к матчу в Ленинграде был проявлен, мягко говоря, умеренный – всего 12 тысяч желающих увидеть игру вживую. На фоне аншлага на предыдущем домашнем матче с киевлянами – просто мизер. Кстати, на следующей домашней игре (кубковый полуфинал с «Факелом») вновь был аншлаг. Такие вот перепады.
Предматчевые ощущения оправдались в полной мере: «Зенит» доминировал с первой и до последней минуты, особо при этом, как показалось со стороны, не напрягаясь. После двух поражений кряду Садырин, видимо, решил рискнуть, и выставил на игру всего троих номинальных защитников. По сравнению с вильнюсским матчем на поле не вышли Воробьев и Комаров. Зато с первых минут появился ленинградский «enfant terrible» Валерий Брошин, упустивший голевые моменты в Ростове и не игравший против «Жальгириса». В начале чемпионата Валерий примерно через две-три безликие игры выдавал феерии (вспомним игры с «Днепром» и «Черноморцем»), поэтому появление его в стартовом составе на матче с «Нефтчи» виделось вполне оправданным. Слава богу, в тот день звёзды сошлись как надо. Хотя, скорее всего, дело было не в звёздах, а в тренерской прозорливости Садырина: Брошин фактически сделал результат в самом начале матча, просто растерзав оборону бакинцев своими фирменными фланговыми проходами и забив гол уже на 9-й минуте. И после, этаким «вольным художником» он продолжал носиться по всему полю от ворот до ворот, смещаясь и в центр, и даже на противоположный фланг, мотая и трепля и без того проблемную оборону «Нефтчи».
В атаке Юрий Желудков
Позже бакинцы, правда, несколько остудили его активность, но тут пробил час Желудкова. Сначала Юрий, блеснув незаурядным дриблингом, раскидал по сторонам двух защитников бакинцев и неожиданно ударил в левый от вратаря угол, дав возможность себе и партнерам поиграть второй тайм в своё удовольствие. А после перерыва Желудков довел счет до крупного: первый его выстрел метров с 20-ти пришёлся в штангу, но удар был настолько силён, что мяч отскочил от неё обратно прямиком к нему же, и повторным ударом в одно касание он отправил-таки мяч в ворота.
После этого бакинцы несколько оживились и сумели наказать ленинградцев за некоторую расслабленность: Джавадов неожиданно, как чёртик из табакерки выскочил прямо на ворота Бирюкова и неотразимо пробил в угол, чем вызвал у многих досаду оттого, что срывается крупная победа, которыми «Зенит», несмотря на успешную игру, тогда не особо нас баловал. Последняя такая победа дома была одержана более года назад над кишинёвским «Нистру» в СКК. На стадионе же Кирова последний разгром соперника был продемонстрирован и того раньше, летом 1982 года, когда «Зенит» неласково обошелся с ереванским «Араратом».
Однако за восемь минут до конца матча в ворота гостей был назначен пенальти. Когда Желудков подходил к мячу, уже было ясно – возможности сделать хет-трик Юрий не упустит. Не упустил, сделав свой первый и, как ни удивительно, последний хет-трик на высшем уровне. Кстати, этот бомбардирский подвиг Желудкова, стал для «Зенита» первым за двадцать с лишним лет (в последний раз до него отличился легендарный Лев Бурчалкин в 1962 голу в игре с тбилисским «Динамо»). Это сейчас Кержаков и Аршавин практически ежегодно балуют нас подобного рода скорострельностью, а в ту пору для многих болельщиков желудковский хет-трик стал первым, увиденным в жизни в игре любимой команды. Даже признанный зенитовский бомбардир Казаченок ни разу не смог порадовать ленинградцев подобным образом (три мяча в товарищеской встрече с любительским «Фрайлассингом» из ФРГ в 1980 году, понятное дело, не в счет).
Одержав свою юбилейную 400-ю победу в союзных чемпионатах, а заодно и поменяв главного тренера своего соперника (после этого матча наставник «Нефтчи» К. Туаев был отправлен в отставку), «Зенит» несколько приподнялся в таблице: с 11 места на 7-е, а по результативности, 16 голов, деля 3 – 5 места с ростовским СКА и Киевом. Правда, до лидирующих по этому показателю «Шахтёра» и «Днепра» было довольно далеко – у них было по 19 голов. Зато впервые в сезоне гонку бомбардиров единолично возглавил Желудков: после хет-трика у него стало уже 9 забитых голов, и он наконец-то обогнал на один мяч Протасова, который не забивал уже 3 матча.
В чемпионате наступал небольшой перерыв, вызванный товарищеским матчем сборной с англичанами в Лондоне. Ленинградцам предстояло встретиться дома в кубковом полуфинале с воронежским «Факелом», который в четвертьфинале сенсационно и, что называется, без вариантов победил московский «Спартак» 2:0. Перспективы же в первенстве страны, несмотря на крупную победу, оценивались пока довольно осторожно. Впереди снова были две игры на выезде – против «Арарата» и московского «Динамо». Верить в успех очень хотелось, но от команды уже не знали, чего ожидать. Поэтому все мысли были сосредоточены на Кубке СССР. Сомнений в том, что представителя первой лиги наши пройдут и сыграют впервые за последние сорок лет в финале, не было никаких.
После матча
Место | Команда | И | В | Н | П | М | О |
1 | Днепр (Днепропетровск) | 11 | 7 | 1 | 3 | 19-14 | 15 |
2 | Торпедо (Москва) | 11 | 6 | 2 | 3 | 9-7 | 14 |
3 | Спартак (Москва) | 10 | 5 | 4 | 1 | 12-5 | 14 |
4 | Динамо (Минск) | 11 | 4 | 6 | 1 | 15-9 | 14 |
5 | СКА (Ростов-на-Дону) | 11 | 5 | 3 | 3 | 16-12 | 13 |
6 | Динамо (Киев) | 11 | 4 | 5 | 2 | 16-9 | 13 |
7 | Зенит (Ленинград) | 11 | 4 | 4 | 3 | 16-10 | 12 |
8 | Шахтёр (Донецк) | 11 | 4 | 4 | 3 | 19-15 | 12 |
9 | Динамо (Тбилиси) | 11 | 4 | 4 | 3 | 9-8 | 12 |
10 | Черноморец (Одесса) | 11 | 4 | 3 | 4 | 13-15 | 11 |
11 | ЦСКА (Москва) | 11 | 3 | 5 | 3 | 11-12 | 11 |
12 | Кайрат (Алма-Ата) | 10 | 3 | 4 | 3 | 15-14 | 10 |
13 | Жальгирис (Вильнюс) | 11 | 2 | 6 | 3 | 7-14 | 10 |
14 | Металлист (Харьков) | 11 | 3 | 3 | 5 | 11-14 | 9 |
15 | Арарат (Ереван) | 11 | 3 | 2 | 6 | 13-15 | 8 |
16 | Нефтчи (Баку) | 11 | 3 | 0 | 8 | 9-23 | 6 |
17 | Динамо (Москва) | 11 | 2 | 2 | 7 | 12-19 | 6 |
18 | Пахтакор (Ташкент) | 11 | 2 | 2 | 7 | 10-17 | 6 |
Результаты основных матчей тура:
«Торпедо» – «Шахтёр» 1:0 (истинно торпедовский футбол: в четырех последних играх – нулевая ничья и три победы со счетом 1:0)
«Кайрат» – «Днепр» 1:2 (днепропетровцы вновь победили в гостях и на 10 дней единолично возглавили таблицу)
«Черноморец» – «Спартак» 1:0 (ещё один скальп лидера в коллекции одесситов; москвичи потерпели первое в чемпионате поражение)